О расширении возможностей защиты прав в ФАС по 223-ФЗ

В отличие от 44 Федерального закона 223-ФЗ детально не регламентирует требования  к проводящимся  закупкам, он всего лишь определяет общие положения и принципы закупочной деятельности. Таким образом, закон лишь устанавливает общие правила, а заказчик вправе самостоятельно внедрять правила проведения закупок, учитывая особенности своей деятельности.

До 2017 года ФАС подходил к рассмотрению жалоб по 223 Закону с теми же принципами, что и по 44-ФЗ. Но в 2017 году Верховный суд определил, что перечень для подачи жалоб по 223-ФЗ является закрытым. И обратиться с жалобой в ФАС можно только на нарушение, прописанное в части 10 статьи 3 223 Федерального закона. А это  свою очередь давало неограниченную свободу для злоупотреблений со стороны заказчика.

Однако с января 2018 года в 223 Федеральный закон внесены некоторые изменения, расширяющие перечень оснований для подачи жалобы на недобросовестного участника.

Кроме того, Антимонопольная служба выпустила  письмо для территориальных органов, разъясняющее, как применять положения ч. 10 ст. 3 223-ФЗ при рассмотрении жалоб на участников закупки в связи с внесенными поправками в данный Закон о закупках.

Руководство ФАС России заявляет, что внесенные в Закон поправки повлияют на эффективность  защиты прав участников закупок. Например, после внесения поправок расширен список оснований для обжалования действий комиссии по закупкам, оператора площадки , а также заказчиков в Антимонопольной службе России.

Подать жалобу на незаконные действия теперь возможно в следующих случаях:

  1. если закупка или ее подготовка осуществляется с явными нарушениями 223 Федерального закона или Положения о закупке заказчика, размещенного в ЕИС;
  2. нарушения 223 Федерального закона оператором площадки ;
  3. неразмещения в ЕИС необходимой информации, указанной в 223-ФЗ, в частности: положения о закупке,  внесенных в него изменений, если таковые имеются, информации о заключении договора  и другой информации, подлежащей размещению;
  4. наличие требований к участникам закупки, отсутствующих в документации по закупке заказчика;
  5. осуществление закупок без размещенного в ЕИС надлежащего Положения о закупке, а также проведение закупки без учета положений 44 Федерального Закона;
  6. размещение недостоверной информации в ЕИС о годовых объемах закупок по субъектам малого и среднего предпринимательства, либо если данная информация и вовсе отсутствует.

Итак,  благодаря внесенным поправкам, список оснований для обжалования незаконных действий в  участников закупки увеличился. Жалобы на указанные нарушения Федеральная антимонопольная служба рассматривает в довольно короткий срок – семь дней. Ведь конечная цель обращения с жалобой  в ФАС – это  отмена результатов проведенной закупки в ближайшее время.

При признании жалобы обоснованной,  комиссия антимонопольного органа обязана принять решение с учетом всех нарушений, которые удалось выявить при рассмотрении данной жалобы. Даже если выявленное нарушение и не являлось предметом обжалования.  

Важно, что после окончания сроки подачи заявки жалобу сможет подать только участник, подавший свою заявку. Это сделано для того, чтобы оградить заказчика от недобросовестных жалобщиков, пытающихся влиять на ход проведения закупки ради  своих интересов.

Тем не менее перечень нарушений для подачи жалобы в ФАС остался закрытым и после внесения поправок.  Если у участника закупки есть необходимость подать жалобу на другое нарушение, не указанное в данной норме, ему придется обращаться в суд.  

 

 

политика конфиденциальности